Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка
Детский сад 86 «Колокольчик» городского округа «город Якутск»
Педагог — психолог Анисимова М.В.

    Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе?

    Каждый родитель, прежде всего как отдать ребенка в школу, мучается вопросами: «Может ли мой ребенок учиться в школе?», «Готов ли мой ребенок учиться?», «Что означает понятие «Готовность к школе?», «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс?». Многие родители пытаются научить ребенка читать и писать. Но прежде всего, как научить ребенка чтению, задайте себе вопрос «А правильно ли я учу ребенка читать?» и «Доставляют ли занятия по чтению и письму радость и удовольствие моему ребенку?».

    Психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем. Психологическая готовность ребёнка к школе является результатом развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.

    • Личностная готовность ребёнка к школе — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. Включает:

    — социальную готовность — коммуникативные навыки ребёнка: умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми;

    — мотивационную готовность — наличие учебной мотивации;

    — эмоциональная готовность к школепозитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.

    • Волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
    • Интеллектуальная готовность к школе – речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

    Социальная готовность

    Следует помнить, что успешное обучение во многом зависит от житейского кругозора, который поможет ребенку успешно ориентироваться в новом для него мире.

    Знания. Ребенок должен знать:

    • Полностью свое имя, отчество и фамилии и отчества родителей, номера их телефонов, свой адрес, хорошо также, если он помнит наизусть номер и адрес детского сада, фамилию и отчество воспитателей;
    • Сколько ему лет;
    • Последовательность времен года и уметь хоть немного рассказывать о том, что в это время происходит в природе, какие праздники празднуют люди; хорошо, если он будет иметь представление о том, сколько в году месяцев, сколько дней в неделю, что такое утро, день, вечер, ночь;
    • В каком городе он живет, как называется главная улица города, какие в нем есть достопримечательности;
    • Как называется страна, в которой он живет; хорошо, если он имеет представления о том, какие народы в ней живут, на каких языках они говорят, как выглядит флаг и герб страны;
    • Какие звери и птицы живут в лесу, в деревне, в городе, в жарких странах и т.д.;
    • Где работают его родители, какие профессии существуют, для чего они нужны.

    Хорошо, если ребенок умеет описать картинку, составить по ней рассказ, разложить 3-4 картинки в нужной последовательности, рассказать, что на них происходит (например, мальчик взял санки – поехал с горы, упал – поднялся и отряхивает снег), если он умеет найти общее слово для ряда предметов (чашка + чайник + кастрюля- посуда), играть в «третий лишний» («лишняя» чашка, потому в ней не кипятят воду, «лишний» чайник, потому что у него носик, а у чашки и кастрюли его нет, «лишняя» кастрюля, потому что она не нужна для чаепития), если ребенок твердо знает, что такое «длиннее» и «короче», «быстрее» и «медленнее», «старше» и «младше» и т.д., что значит «поровну», «больше на один», «меньше на один», «сначала» и «потом» и т.д.

    Умения.

    Не менее важно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками самообслуживания. Если он не сможет быстро переодеться после физкультуры, привести себя в порядок после посещения туалета, завязать развязавшийся шнурок, пользоваться ножом и вилкой и т.д., у него наверняка появятся лишние трудности в школе.Будет очень хорошо, если при поступлении в школу ваш ребенок будет уметь:

    • Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
    • Умываться утром после сна и вечером – перед сном;
    • Причесываться (своей расческой), утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
    • При приеме пищи сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, тщательно пережевывать пищу;
    • Пользоваться носовым платком;
    • Вовремя ходить в туалет;
    • Быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;
    • При входе в помещение вытирать обувь;
    • Переодеваться в домашнюю одежду и обувь.

    Социальные навыки

    Школа – это не только учителя, это еще и ученики. И ваш ребенок должен научиться находить с ними общий язык – и со старшими, и со сверстниками. Пока просто поговорим о том, что вас должно насторожить.

    У ребенка, скорее всего, будут проблемы в общении с учителем и одноклассниками, если он:

    • Настроен исключительно на игру, не научился получать удовольствие от того, что узнает что-то новое;
    • Недостаточно самостоятелен;
    • Чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
    • Не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию:
    • Мало знает об окружающем мире;
    • Имеет серьезные нарушения речевого развития;
    • Не умеет общаться со сверстниками, решает возникшие проблемы силой или сразу признает свое поражение, не умеет договариваться, идти на компромисс;
    • Не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, развязан.

    Каждый из этих пунктов — повод для серьезного разговора с психологом. Возможно, не только ребенку, но и вам придется изменить свое поведение, научиться чему-то новому.

    Не уходите от проблем вашего ребенка, они не решаются сами по себе, и не откладывайте в долгий ящик. Решайте их сейчас, пока у вас есть время.

    И еще помните: ваш ребенок идет в школу не за оценками, а за знаниями. Не говорите ему: «Ты будешь получать…», а настройте ребенка на то, что в школе он узнает много нового и интересного, получит нужные для него знания и умения.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Адаптация ребёнка к детскому саду»

    • Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.
    • В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.
    • При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

    Главное правило: спокойны родители  – спокоен ребенок. Он «считывает» вашу неуверенность и/или тревожность, что может помешать успешной адаптации в садике.

    Правила поведения для родителей в садике:

    1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно.Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете.
    2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!
    3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда(после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
    4. У вас должен быть свой ритуал прощания(например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

    Рекомендации для более быстрой адаптации ребенка:

    1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о садике и воспитателях. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные у него воспитатели.
    2. Дайте ребенку с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую). Когда он прижимает к себе что-то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее.
    3. Не стоит отучать малыша от «дурных» привычек(например, от соски) в период адаптации. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
    4. В выходные дни не меняйте режим дня.Можно дать поспать ему чуть дольше, но не желательно позволять «отсыпаться».
    5. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку.Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка.
    6. Будьте терпимее к капризам.Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное.
    7. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками.

    Если садик вам необходим, помогите своему ребенку приспособиться. Ищите поддержки у воспитателей. Нежелание ходить в детский сад, связанное с едой, сном или другими элементами режима, в общем-то, преодолимо.

    Очень важно, чтобы у ребенка были позитивные стимулы, которые помогут смириться с некоторыми неприятными моментами. Например, дружба, интересные игры или любимые занятия. Найдите их вместе с ним, и «режимные» трудности будет преодолеть гораздо легче!

    Ошибки, которые не стоит допускать

    Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться садика. Чего же делать нельзя?

    1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу.  Не обсуждайте тему того, как вы встревожены при ребенке. Даже если он не понимает всех фраз, он способен выделять ключевые слова «детский сад», «воспитатель» и связывать их с вашим встревоженным выражением лица. И у него может закрепиться уверенность: садик – это плохо и опасно.
    2. Нельзя пугать детским садом. «Не будешь хорошо себя вести, отведу в садик, пусть тебя там воспитывают!», «В садике воспитатель тебе ремня даст за такое поведение!». В таких случаях, у ребенка складывается впечатление: садик – это опасное место, где его буду ругать, наказывать, а может, и бить. Захочет ли он туда пойти?
    3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком.Возможно, вам не слишком нравятся детский сад и воспитатели, но по каким-то причинам вы не можете выбрать другой. Что ж, придется мириться с тем, что есть. Ошибкой было бы обсуждать при ребенке ваше недовольство. Иначе ваш настрой передастся ему, и он будет воспринимать атмосферу в детском саду как недружелюбную. Старайтесь вообще поменьше обсуждать садовские проблемы при ребенке, это лишь способно его дезориентировать.
    4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы «заберете его пораньше», если не предполагаете этого делать. Пусть лучше знает, что мама придет не скоро, чем потеряет к вам доверие.

    Причин для того, чтобы не желать ходить в детский сад, у ребенка не мало. Но практически все — представляют временные трудности, с которыми по силам справиться.

    В силах родителей сделать многое, чтобы ребенку было комфортно в детском саду. И тогда проблемы нежелания его посещать можно будет избежать.

    Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Рекомендации психолога.

    Готовность ребенка к школе подразумевает следующие составляющие: физическую, психологическую и интеллектуальную готовность.

    Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

    Если говорить именно о психологической готовности ребенка к школе, то можно выделить следующие основные критерии психологической готовности:

    • Мотивация к школьному обучению — у ребенка должно быть сформировано желание учиться, сформирована адекватная самооценка (понимать свои удачи и промахи);
    • Социально-психологическая готовность к школе — формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
    • Готовность когнитивных, познавательных процессов:

    — Мышление (наглядно-образное, логическое)

    — Память (кратковременная, долговременная)

    — Внимание (Концентрация, Объём, Устойчивость, Переключаемость, Распределение).

    Как родителям готовить ребенка к школе?

    Создавайте у ребенка положительное отношение к школе и помогайте формировать направленность на обучение:

    • Организуйте экскурсию с ребенком в школу.
    • Рассказывайте о своих любимых учителях.
    • Показывайте фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.
    • Организуйте совместный просмотр фильмов, телепередач на школьную тему с последующим обсуждением.
    • Организовывайте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
    • Читайте вместе с детьми художественную литературу.
    • Организуйте книжный уголок для ребенка.
    • Обращайтесь при детях к семейной библиотеке в поисках решения  возникшей проблемы.
    • Никогда не запугивайте детей школой!
    • Играйте с детьми в развивающие игры:

    Назови одним словом

    Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова.  Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,

    1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;

    2)кровать, стул, диван, кресло; — мебель;

    3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

    Назови три предмета

    Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

    Графический диктант

    Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

    Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.

    Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

    Задание на внимание

    Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

    Что изменилось?

    Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

    Четвертый лишний

    Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

    1)с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки

    2)с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.

    3)со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.

    Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы

    Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

    Волшебный мешочек

    В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.

    Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.

    Штриховка

    Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

            Последовательность событий

    Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

    Если дома нет таких картинок, можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером, чем они с ребятами занимались, что ели, что нового и интересного он узнал в детском саду за этот день. Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

     Рекомендации родителям:

    1. Занимайтесь с ребенком систематически

    (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

    1. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
    2. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
    3. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
    4. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
    5. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
    6. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
    7. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
    8. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.