Дополнительное образование детей является актуальным направлением развития МБДОУ ЦРР-Д/с №86 «Колокольчик» ГО «город Якутск». Оно рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются руководители кружка.
Занятия по дополнительному образованию осуществляется через работу кружков, студий, центров:
-
Кружок «Веселая ритмика»;
-
Центр развивающих игр «Игралочка»;
Загрузка... -
«Робототехника»
Загрузка... -
Фанкластик;
Загрузка...
Занятия по дополнительному образованию детей дошкольного возраста проводятся не за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон:
-
для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут;
-
для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут;
-
для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Один ребенок старшего дошкольного возраста посещает занятия по дополнительному образованию не более 2 раз неделю.
Цели:
— создание психологического комфорта и условий для самореализации ребенка;
— формирование художественно – эстетической культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, развитие потребности и возможности самовыражения в художественной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием;
— обеспечение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ;
— развитие речевой и познавательной активности ребенка дошкольного возраста;
— развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.)
Задачи:
— обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
— создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
— развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках;
— укреплять здоровье детей дошкольного возраста;
— развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи;
— развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника;
— удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
Принципы.
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
— комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха;
— погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
— опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
— постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
— вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
— индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
— принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
— принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Концепция Программы во главу ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация работы с детьми строится на основе концепции развития способностей, принятой в отечественной психологии. Психологи выделяют три типа познавательных способностей:
— сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют детям решать не только образные, но и логические задачи;
— способности к символическому опосредованию, которые ребенку помогают выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а в концу дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;
— способности к преобразованию, которые позволяют детям создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности.
Особенно ярко это представлено в изобразительной деятельности, когда дошкольники рисуют необычных сказочных животных и растений. Поэтому данная Программа дает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен, т.е. реализуется индивидуальный и личностно-ориентированный подход.
Дополнительное образование реализуется в форме кружков на бесплатной основе в рамках муниципального задания и охватывает следующие направления развития и образования детей:
- Художественно-эстетическое развитие: изобразительное деятельность, хореография:
- Познавательное развитие: обучение развивающим играм.
Дополнительное образование осуществляется в процессе организации специальной образовательной деятельности.
Национально-культурные особенности осуществления образовательного процесса:
— образовательный процесс осуществляется на якутском и русском языках;
— в образовательной деятельности уделяется большое внимание произведениям народного творчества, играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству якутского и русского народа.
Система развивающей предметной среды дополнительного образования в ДОУ состоит из кабинетов развивающих игр, изостудии, музыкального и хореографического зала, костюмерной.
Педагоги применяют в образовательном процессе информационные технологии, самостоятельно разработанных электронных познавательных игр и пособий.