Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создает для ребенка атмосферу психоэмоционального комфорта, мотивирует на учебно-игровую деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Кабинет учителя-дефектолога оснащен необходимым оборудованием, укомплектован игровыми и коррекционно- развивающими пособиями (настольные игры, деревянные игрушки и пазлы, дидактические игры и др.), техническими средствами обучения. Контроль за температурой воздуха (21-23 градуса) осуществляется с помощью бытового термометра. Соблюдается режим проветривания.
Пространство кабинета организовано в виде нескольких зон: учебная зона, двигательная зона, игровая зона.
Учебная зона. Место проведения занятий: содержит парты, стулья в соответствии с численностью в группах, мольберт, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстрационный и раздаточной материал.
Двигательная зона. Зона предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре, мягком диванчике.
Насыщенность среды соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы. Дидактические пособия подобраны с учетом: направлений коррекционного воздействия на развитие зрительного, слухового восприятия и внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие пространственно-временных представлений, развитие ВПФ; демонстрационный и раздаточный материал соответствует возможностям и возрасту детей.
Развивающая предметно-пространственная среда учителя-дефектолога
В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых в малых группах, двигательной активности детей. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Оборудование для сенсорного развития:
— матрешки (от трехместных до восьмиместных);
— пирамидки разного размера и разной конструкции;
— набор муляжей фруктов и овощей;
— куклы разных размеров;
— мозаика, шнуровка, шнур с бусами (животные, фрукты);
— плоскостные фигуры;
— кубики разного цвета и размера (Томик);
— шумовые коробочки;
— трафареты, шаблоны;
— штриховки;
— материал для лепки, покраски;
— дидактические игры: «заплатка», «форма и цвет», «четвертый лишний», игры на соотнесение цвета, формы и величины, «цветные коврики».
Предметы длят развития конструктивного праксиса:
-набор геометрических фигур;
-кинестетический песок (мелкие игрушки, камешки).
Оборудование для формирования мышления:
— пластмассовые игрушки по лексическим темам (дикие-домашние животные, овощи-фрукты, посуда-мебель и т.д.);
— игры на развитие логического мышления;
— картинки по лексическим темам (дикие-домашние животные, овощи-фрукты, мебель, транспорт);
-сюжетные картинки.
Оборудование по формированию ЭМП и пространственно- временных представлений:
— счетные палочки, плоски разной длины;
— набор цифр до 10;
— весы;
— рабочие тетради;
-иллюстрация разных времен года и частей суток;
— игры для формирования математических представлений.
Представленный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей ДОУ, приоритетных направлений деятельности, запросов детей и родителей (законных представителей), инициативы педагога и других факторов.
В соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога выделяют: диагностическую зону, коррекционно-развивающую зону, консультативную зону.
Диагностическая зона содержит: набор методик для обследования. Коррекционно-развивающая зона содержит коррекционно-развивающие игры и пособия. Консультативная зона (информативное поле) содержит информационный стенд, сайт, библиотечный фонд и рабочее место для проведения консультаций с родителями.